Формы систематизации

Важнейшие среди них — доказательство, классификация, аксиоматизация. Но для каждой из таких форм характерна первичная связь "если х, то у", означающая наличие основания и обосновываемого. Для классификации — это связь между свойствами предметов различных классов (например, между свойствами видовыми и родовыми), для аксиоматизации — между аксиомами и теоремами и т.д. Осознание одной единственной связи, выраженной с помощью союза «если, то», уже свидетельствует о появлении концептуальной системы, хотя и простой, состоящей всего лишь из двух элементов. Но, как правило, система научного знания представляет собой множество таких связей и отношений, выступающих в органическом единстве Введение некоторого положения в систему научного знания является одним из наиболее важных шагов в его обосновании.

Присущая научному мышлению ориентация на объективную истинность и логическую обоснованность результатов органически сочетается с установкой на их эссенциальность (от лат. еззепйа — сущность), т.е. на познание сущности изучаемых объектов. Сопоставление возможных оснований при принятии решений, выбор среди них наиболее предпочтительных, эффективных связано с движением к сущности. Чем лучше обосновано то или иное положение, решение, действие, тем глубже познание ситуаций, в которых человеку приходится действовать. Верно и обратное. Поэтому одной из важных задач научного познания является открытие глубинных, сущностных связей и отношений объективного мира, формулирование законов науки, фиксирующих эти связи и отношения, создание научных теорий.

Знание законов, которым подчиняется жизнь изучаемого объекта, позволяет рассматривать его возможные состояния. Среди них особый интерес представляют будущие состояния, которые отсутствуют в нынешней практике людей. Объективная истинность рассмотрения, стремление к обоснованию знаний, таким образом, влекут за собой опережающее отражение действительности и на этой основе прогнозирование практической деятельности. Настоящий ученый всегда обгоняет свое время.