Конституированность

Конституированность в психологическом знании многообразия парадигмальных координат ставит проблему их соотнесения друг с другом с точки зрения оценки потенциала продуктивности решений тех или иных проблем.

Сопоставительный анализ различных систем концептуально -критериальных для парадигм и теорий позволил выдвинуть в качестве таковых именно онтолого-эпистемологические дихотомии, отражающие наиболее проблемные для социального знания вопросы, ответы на которые носят поливариантный характер, наиболее дискуссионные проблемы, касающиеся методов исследования психологической феноменологии. Как правило, эта поливариантность связана с выделением, при необходимости, уровней выраженности или градуированности.

В основание концептуально-критериальной оценочносравнительной матрицы соотнесения систем парадигмальных координат положены принципы:

онтолого-эпистемологической значимости, предполагающий включение наиболее фундаментальных для метатеоретических построений вопросов, определяющих мировоззрение исследователя;

конституированности и исчерпывающей представленности в научном психологическом сообществе, предполагающий фиксацию основоположений, методологии и метода исследования в психологической научной литературе;

иерархичности, предполагающий иерархизацию концептуально-критериальных оценочных измерений от высшего к низшему и от общего к частному;

сравнительного альтернативизма, предполагающий представленность в концептуально-критериальном основании альтернативных подходов и решений в форме оценочносравнительных дихотомий.

Анализ литературы позволяет выделить следующие оценочно-сравнительные оппозиции матрицы соотнесения систем парадигмальных координат:

объективность - субъективность;

детерминизм - индетерминизм;

мужское - женское;

прошлое -будущее;

наследственность - изменчивость;

гомеостаз - гетеростаз;

статичность - динамичность;

активность - реактивность;

атомизм -холизм;

познаваемость - непознаваемость;

рационализм -иррационализм;

идиографическое - номотетическое;

интраличностное - интерличностное;

биологическое -символическое (рефлексивное);

количественное - качественное.

Посредством предложенной матрицы были проанализированы наиболее разработанные в психологической литературе метапарадигмы и парадигмы.

В качестве основных метапарадигм к анализу были привлечены позитивистская, критическая, социально-конструктивисткая метапарадигмы, охватывающие весь спектр возможных решений проблемных вопросов исследования психологической феноменологии социального бытия личности и ее окружения. В качестве объекта анализа выступили фундаментальные работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные анализу метатеоретических оснований психологического знания. В результате были определены особенности данных метапарадигмальных систем координат, представленные.