Метатеоретические основания

Развитие любого знания, в том числе и психологического, с неизбежностью предполагает его осмысление на разных уровнях обобщения. Высшим уровнем такого рода осмысления является метатеоретический.

Метатеория представляет собой область размышлений, выходящую за пределы конкретного содержания. Она рассматривает более фундаментальные вопросы: за чем должно вестись наблюдение, каким образом, в какую форму должна вылиться соответствующая теория.

Глобальное рассмотрение фундаментальных вопросов познания действительности ведется в рамках философии. Здесь исследуются основоположения и методы доказательств, используемые в генерации познаний всех аспектов жизни и их анализу. Применительно к нашей проблеме это: эпистемология (познание), онтология (существование) и аксиология (ценности) и соответственно им три общих уровня - метатеоретический, гипотетический, описательный.

Метатеоретический уровень является наиболее общим и представляет основополагающие выводы исследователя.

Гипотетический - дает картину представлений исследователя о реальности и установленные рамки знания.

Описательный - включает утверждения и операции, непосредственно совершаемые исследователем в ходе наблюдения тех или иных явлений. Оперируя одним уровнем, исследователь неизменно соотносит его с двумя и более другими, добиваясь тем самым более глубокого познания (См. схему Х).

Метатеоретич

еский

Методологич

еские

вопросы

Метафизич

еские

вопросы

Вопросы

дефиниций

Вопросы этики и ценностей

Гипотетичес

кий

Методы и процедуры

Теории,

понятия,

гипотезы,

законы и

схемы

интерпрета

ции

Определения и метафоры

Этические и моральные посылки и ценности

Описательный

Инструмент ы и техники

Утвержде ния о наблюдае мом

Фокусы

внимания

Решения

Вещей-самих-

по-себе

Поток событий

Схема Х. Области философского анализа

Приводится по: Littlejohn, S.W. Theories of Human Communication. Belmont, Calif.: Wudsworth Publishing Company, 1994, стр. 31.

Так как психологическое познание связано с феноменами социальной жизни, одним из центральных, в частности, в сфере социальных наук, является вопрос - можно ли феномены социальной жизни быть объяснить таким же образом, как явления неживой природы? Ответ на него включает три аспекта. Прежде всего методологический, т.е. вопрос о научном методе и его универсальности по отношению к естественным и социальным наукам. Второй аспект - эпистемологический, т.е. проблематика знания вообще и мышления в частности. Третий - онтологический аспект, предполагает выяснение того, с чем мы имеем дело или что есть бытие? Не менее значимыми остаются и ответы на вопросы о типах феноменов, проявляющихся в социальном мире, об адекватности методов исследований, критериях истинности знаний.

Все они предполагают уяснение того, как продуктивнее исследовать социальный мир, - посредством изучения активности человека (индивидуализм), структур (холизм) или в их единстве? Как лучше проводить анализ - сверху вниз (объяснение) или снизу вверх (понимание)? Анализ сверху вниз приводит к объяснению, а анализ снизу вверх - к пониманию. Мы будем исходить из обоих этих типов анализа и воспользуемся матрицей, предложенной Hollis (См. схему № Х).

Рисунок № Х. Четыре ключа к анализу социальных действий.

Приводится по: Hollis, M. Philosophy of Social Science. In N. Bunnin and E.P.

Tsui-James. The Blackwell Companion to Philosophy. Oxford: Blackwell Publishers, 1996, p. 359.

Выделение индивидуалистического и холистического аспектов связано, прежде всего с тем, что это есть своеобразный водораздел к пониманию социальной феноменологии. В истории философии, связанной с Юмом, Гоббсом и Миллем, осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения личности являются внутренне присущими человеческой природе (индивидуализм). В холистической версии, часто ассоциируемой с Дюркгеймом, перевес отдается функциональному объяснению. Социальное поведение, являясь элементом целостной социальной системы, подчиняется принципу равновесия, и любое его нарушение приводит к формированию устойчивых сил, направленных на его восстановление. Как индивидуалистическая, так и холистическая модели имеют своих сторонников и противников, аргументы которых связаны с предпочтением одного из аспектов: эпистемологического, онтологического и аксиологического. Остановимся на них подробнее.