Метод опроса

Следующую группу методов можно назвать методами опроса или методами самоотчета, когда основная информация берется из ответов испытуемых. Основными видами опроса являются анкетирование и интервью. Если проводится анкетирование, то испытуемому предъявляются вопросы в письменном виде, на которые необходимо ответить. Интервью это устный опрос, предполагающий общение «лицом к лицу», когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы.

Анкеты используются в том случае, когда необходимо опросить большое количество людей, а также в тех случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к интимным или острым дискуссионным проблемам. Используются как для описательных целей, так и аналитических. Данные опроса используются в описательных целях при исследовании аттитюдов, интересов, мнений и т.п. Опросы могут быть использованы для аналитических исследований и проверки гипотез. Хатфилд (Hatfield) и Уолста (Walster) опросили 537 учащихся колледжа, имеющих постоянного (друга, подругу) (1981). Те, которые чувствовали, что их партнерство строится на «равных», чаще предсказывали продолжение дружбы в течение 1 - 5 лет, что реже делали те, которые считали, что один партнер получает или отдает больше другого. Это подтверждает положения бихевиористского подхода, рассматривавшего диадное взаимодействие как основанное на проигрыше-выигрыше.

Самые важные проблемы, с которыми приходится сталкиваться исследователям, выбравшим устный опрос, это составление анкеты, выбор типа и формулирование вопросов, а также определение процедур отбора репрезентативной выборки.

Вопросы, использующиеся в опросниках, могут быть открытыми и закрытыми. Чаще всего используются закрытые вопросы, когда испытуемый должен выбрать одну из двух или более альтернатив. При ответе на такие вопросы респондент находится в ситуации вынужденного выбора. Открытые вопросы не предусматривают никаких ответов, и испытуемый может выразить свое мнение любым способом. Если в анкете используются открытые вопросы, то обычно она дает больше информации. Кроме того, иногда это более достоверная информация, т.к. испытуемые могут выбрать ответ, неверно проинтерпретировав его. Ситуация вынужденного выбора может привести к негативному отношению к тестированию, если испытуемый не может выбрать никакую из предложенных альтернатив. Необходимость использования свободных вопросов была продемонстрирована в прикладных исследованиях Перонна (Peronne) с коллегами по оценке новой отчетной системы, введенной в школах (1976). Система была подвергнута резкой критике, и исследователей пригласили провести анкетирование среди учителей, и выяснить их отношение к форме отчета. Учителей вначале попросили заполнить анкету, состоящую из закрытых вопросов с двумя возможностями выбора -«согласен» и «не согласен». Затем им была предложена анкета с открытыми вопросами. Хотя количественная информация, полученная с помощью анкеты с закрытыми вопросами, тоже выявила наличие страха, фрустрации, но более ярко это проявилось именно при ответах на открытые вопросы. Необходимо учитывать, что, несмотря на все преимущества, данные открытых вопросов иногда тяжело интерпретировать, тяжело подобрать систему категоризации и кодирования. Возможен вариант анкеты, состоящей из закрытых вопросов, но после которых предлагается дать свой ответ, если он есть.

Вопрос можно сформулировать так, что он будет либо прямым, либо косвенным. Сравните: «Вам нравится учиться в этой группе?» с «Вы хотели бы перейти в другую группу?». Иногда полезно использовать косвенные вопросы, чтобы снизить влияние фактора социальной желательности. В анкетах нельзя использовать очень сложные, двусмысленные вопросы, а также нельзя допускать, чтобы вопросы были двойными.

Как и в других методах, выборка, которую опрашивают должна быть репрезентативной, так как предусматривается обобщение на большую популяцию. В основном используются те же методы, что и в эксперименте.

Анкеты можно предъявлять лично или по почте. Если анкеты отсылаются по почте, то преодолеваются трудности, связанные с влиянием личностных характеристик исследователя. Но необходимо, чтобы вопросы и инструкции должны быть написаны очень просто и четко, так как велика вероятность неверного понимания, и если при непосредственном общении это легко избежать, то при общении по почте такие ошибки возникают очень часто. Кроме того, количество невозвращенных анкет очень велико. Если 75 процентов из 300 согласились, что религия необходима человеку, а эти триста человек ответили из 1000, то, как оценивать 600, которые не прислали ответы и можно ли на основании таких данных делать какие-то выводы.

Устным видом опроса является интервью. Различают два вида интервью: свободные и стандартизированные. Границы между этими видами подвижны. Выделение этих видов интервью связано, во-первых, с типом вопросов, а во-вторых, со способом обработки полученных данных. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми, а при обработке можно воспользоваться различными стратегиями: можно относить ответы к определенным категориям, количественно оценивать от 1 до 10, можем просто на основании интуиции и анализа выносить решение. Выделяют следующие типы интервью.