Переменные

Можно говорить о следующих типах переменных:

1. Независимые переменные. Среди них выделяются экспериментальные и дифференциальные переменные.

Экспериментальные переменные - это те переменные, которые экспериментатор изменяет по своему желанию и наблюдает их влияние на зависимые переменные. Например, экспериментатор варьирует сложность задания или интенсивность стимула.

Дифференциальные переменные - это переменные, которые экспериментатор не может изменять по своему желанию, но может принять их как данность. Например, пол, возраст, уровень образования, психологические характеристики испытуемого, его интеллект.

2. Зависимые переменные. Ответ или реакции испытуемых, полученные в ходе эксперимента. В екоторых исследованиях мы не знаем, какие переменные являются зависимыми, а какие независимыми. Например, мы можем думать, что существует связь между насилием и телевидением. Однако трудно выяснить, является ли просмотр определенных телепрограмм причиной насилия или человек, который смотрит эти программы, уже был предрасположен к насилию. В данном случае идентификация независимой переменной является целью исследования.

3. Переменные помех (нарушения). Это переменные, которые не контролируются в ходе эксперимента и которые могут оказывать влияние на зависимые переменные. Помехи ошибочно могут быть отнесены к экспериментальным переменным. Например, неприятный (надоедливый, навязчивый) шум в комнате, в которой субъекты проходят тест на интеллект.

4. Переменные вмешательства (случайные переменные). Это переменные, которые состоят из некоторых характеристик субъектов, которые могут влиять на результаты эксперимента. Например, усталость, низкая мотивация и т. д.

Описанные типы переменных являются наиболее характерными для экспериментального или «научного исследования, ориентированного на получение «объективных» или однотрактуемых данных. Однако в социальной психологии используется и ряд «преднаучных», по определению Дзуки, методов, скорее характеризующих так называемую психологию «здравого смысла». Распространенность этих методов обусловлена тем, что в своих выводах о наблюдаемом человек неизбежно будет полагаться на свои субъективные ощущения. Особенность такого «полагания» чревата рядом издержек:

1. «Научное упрямство». Экспериментатор упрямо верит во что-либо и не расположен к объективному анализу и сравнению.

2. Полагание на интуицию. Считается, что истина постигается с помощью интуиции.

3. Полагание на авторитеты. Любые утверждения специалиста в какой-либо области принимаются слепо, без критики, и считаются безупречной истиной.

4. Следование логическим правилам. При получении новых знаний экспериментатор выстраивает цепь рассуждений, используя при этом известные логические правила.

5. Эмпирицизм. Опыт, полученный непосредственно из факта, считается единственным критерием истины. Доверяют только информации, полученной через сенсорный опыт. Этот метод может являться источником ошибок, потому что то, над чем мы экспериментируем, представляет собой только небольшую выборку множества потенциальных ситуаций. Однако из этих пяти методов данный метод является наиболее приемлемым.

Проявление такого рода субъективизма неизбежно, особенно при отсутствии необходимой исследовательской квалификации. Для психологии крайне важным является выяснение того, существует ли выявленная взаимосвязь в действительности или она является только кажущейся. Именно с этим аспектом связано понятие валидности.